Профориентация

 

23 марта 2024 года в учреждении образования «Военная академия Республики Беларусь» состоится «День открытых дверей».

 

В ходе проведения Дня открытых дверей будет разъяснен порядок приема и обучения в Военной академии, проведена экскурсия по факультетам, предоставлена возможность ознакомиться с учебно-материальной базой, жизнью и бытом курсантов, местами их проживания и обучения.

День открытых дверей в Военной академии  будет проводиться по адресу: г. Минск,   пр-т Независимости, 220. Начало – 09.30 в клубе «Ракетчик».

 

 

Проверить свои сферы интересов, подобрать профессию или узнать свой портрет личности вы сможете на сайте Государственной службы занятости  https://gsz.gov.by/popr/testing

Для того, чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя

Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку - каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы - каждый выбирает для себя...

Юрий Левитанский

Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику - интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.

Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества» Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.

Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен - тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив - не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

До сих пор есть такие люди, которые с детства мечтали стать врачом или учителем, и совершенно не сомневаются в правильности своего выбора. Что бы ни говорила семья и школа, такой человек уже все решил и определил для себя.

Хорошо, если проблема выбора профессии тревожит - это означает социальную и психологическую зрелость личности. Хуже, если пока все равно: глядишь, мама за ручку отведет в нужный колледж или институт.

Исходя из настроений абитуриентов, психологи условно делят их на три большие группы:

тех, кто ставят цель поступить в конкретный вуз;

те, кто представляют только направление будущей деятельности - гуманитарное или техническое;

те, кто готов поступить "все равно куда" - лишь бы получить диплом с наименьшими усилиями и затратами.

Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели создать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься - потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог - и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив - он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок - во всем добивается успеха. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

Ваш характер пока только формируется, поэтому боритесь, работайте над собой, познавайте себя. И помните, что психические свойства человека - исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Главное - интерес; запомни: способности формируются в деятельности. Привыкайте работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь.

Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, Вы приступаете к выбору уже не профессии - а ВУЗа или факультета. Выясните, какие специальности и специализации соответствуют интересующему Вас виду деятельности. Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация ВУЗА и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Не поленитесь и выпишите на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помните: окончательный выбор только за Вами, ибо выбирая профессию, Вы выбираете судьбу. Профессия должна приносить удовольствие и обеспечивать максимальную реализацию возможностей.

Что влияет на выбор профессии?

Кто выбирает для нас «дело жизни»? Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии?

Вот 8 факторов, влияющих на  выбор профессии /По Е.А. Климову/:

1. Позиция старших членов семьи

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2.Позиция товарищей, подруг

Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3.Позиция учителей, школьных педагогов.

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4.Личные профессиональные планы.

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5.Способности и  склонности.

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

6.Уровень притязаний на общественное признание.

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7.Информированность обо всех тонкостях выбранной профессии.

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

 

Семь шагов к взвешенному решению:

1.Составить список подходящих профессий

Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

2.Составить перечень требований выбираемой профессии

Составьте список своих требований:

выбираемая профессия и будущий род занятий;

выбираемая профессия и жизненные ценности;

выбираемая профессия и жизненные цели;

выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;

желательный уровень профессиональной подготовки;

выбираемая профессия и мои склонности и способности;

желательные содержание, характер и условия работы.

3.Определить значимость каждого требования

Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

4.Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий

Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5.Подсчитать и проанализировать результаты

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

6.Проверить результаты

Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7.Определить основные практические шаги к успеху

Итак, Вы приняли решение.

Теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

 Ошибки при выборе профессии:

1. Отношение к выбору профессии как к неизменному.

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, пока Вы еще учитесь в школе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...

2. Бытующие мнения о престижности профессии. 

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными. Вероятно, Вы слышали, как детей, которые не очень усердны в учебе, пугают страшным будущим - «будешь дворником».

Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем токарь, медицинская сестра или электрик. Престижность профессии, конечно, должна учитываться - но только после учета Ваших интересов и способностей. Вы хотите овладеть «модной», но не приносящей радости и удовольствия специальностью?

3.Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию или чтобы не отстать).

Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру» так же, как вещи, музыку, хобби... Оглядывайся на других, сравнивая себя с друзьями, а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей - и в чем вы сходны.

4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.

При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Особенно опасно очарование преподавателем или кумиром – артистом или спортсменом, что случается довольно часто.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

Почти всегда за легкостью исполнения стоит напряженный, будничный труд.

6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. 

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

Для этого лучше всего проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Имей в виду, что профессий существует больше, чем школьных предметов.

7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.

Во все профессии, и прежде всего в рабочие, уже давно внедрили сложную и интересную технику.

8.  Неумение или нежелание разбираться в своих личностных качествах, склонностях, способностях.

Разобраться в себе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.

Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имейте в виду, что задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию - самонаблюдению, самоанализу, а не выдача готового ответа на вопрос о том, кем быть, и не наклеивание ярлыка о том, какой ты.

9.  Незнание, а чаще - недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Существуют профессии, которые могут быть Вам противопоказаны, т.к. они могут ухудшить состояние здоровья. Правда, таких профессий немного, и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем.

И, наконец, о главном. Каждому, наверно, приходилось слышать: «Хороший человек - это не профессия». Но ведь это - основа профессионализма. Помните, что профессиональная компетентность не сводится к арифметической сумме профессионально важных качеств, знаний, навыков и умений. Каждого из нас согревает память о встречах с настоящими учителями, строителями, врачами, руководителями.

Фундамент - это заложенные в семье и развитые в школе качества, отличающие хорошего человека и хорошего профессионала. Они известны всем. Это доброта, честность, ответственность... Игнорируя различение добра и зла, люди делают четкий выбор в пользу последнего (А.Штейнзальц, Простые слова)

Рекомендации психолога учащимся

7 шагов к взвешенному решению

 1. Составьте список подходящих для вас профессий. Напишите все профессии, которые вам нравятся и интересны.

2. Составьте описание вашей будущей профессии, какой вы ее видите. Попробуйте составить список требований к выбираемой профессии по плану:

  • выбираемая профессия и будущий род занятий;
  • выбираемая профессия и жизненные ценности;
  • выбираемая профессия и жизненные цели;
  • выбираемая профессия и ваши сегодняшние проблемы;
  • выбираемая профессия и реальное трудоустройство;
  • желательный уровень профессиональной подготовки;
  • выбираемая профессия и ваши склонности и способности;
  • желательные содержание, характер и условия работы.

3. Выясните, насколько все перечисленные требования значимы для вас, что в будущей профессии для вас будет наиболее важно.

4. Оцените свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.

Проанализируйте,  развиты ли у вас профессионально важные качества, отвечают ли интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. Подсчитайте и проанализируйте результаты. Подумайте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.

6. Проверьте результаты. Чтобы убедиться в правильности размышлений, обсудите свое решение с родителями, учителями, педагогом-психологом, профконсультантом.

7. Итак,  решение принято, теперь необходимо обозначить основные практические шаги к успеху. Важно определить, в каком учебном заведении и на каких условиях  вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность среди других абитуриентов.

«Человек – Техника»

Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.

Связаны:

  1. с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик...);
  2. с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея...);
  3. с ремонтом техники (механик, электромонтер...).

 

Склонности и предпочтения:

  • исследовать, наблюдать;
  • создавать и испытывать новые образцы;
  • планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;
  • придумывать новые способы деятельности;
  • самостоятельно организовывать свою работу и работу других;
  • принимать нестандартные решения.

Выраженные способности:

  • технический склад ума;
  • пространственное воображение;
  • склонность к практическому труду;
  • эмоциональная устойчивость.

«Человек – Природа»

В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.


Связаны:

  1. с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог...);
  2. с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);
  3. с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар...).

Склонности и предпочтения:

  • ухаживать и наблюдать за животными;
  • разводить растения или животных;
  • заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу...);
  • бороться с болезнями, вредителями;
  • выращивать овощи и фрукты;
  • ориентироваться в природных явлениях;
  • наблюдать, изучать различные природные явлениями.

Выраженные способности:

  • наблюдательность;
  • склонность к систематизации;
  • устойчивость внимания;
  • потребность в двигательной активности. 

«Человек — Знаковая система»

В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.


Профессии, связанные:

  1. с текстами (корректор, переводчик, машинистка...);
  2. с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир...);
  3. с чертежами, картами;
  4. со схемами (штурман, чертежник, картограф...);
  5. со звуковыми сигналами (радист, телефонист...).

Склонности и предпочтения:

  • обрабатывать тексты и таблицы;
  • производить расчеты и вычисления;
  • перерабатывать информацию;
  • работать с чертежами, картами и схемами;
  • принимать и передавать сигналы и сообщения;
  • хорошо считать в уме;
  • оперировать знаками и символами;
  • искать и исправлять ошибки.

 

Выраженные способности:

  • способность к математике;
  • развитое абстрактное мышление;
  • высокая устойчивость внимания;
  • склонность к общению;
  • аккуратность и усидчивость.

«Человек — Художественный образ»

Традиционно труд представителей профессий — «человек — художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.                 

Профессия данного типа связаны:

  1. с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер композитор...);
  2. с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...).

Склонности и предпочтения:

  • заниматься художественным оформлением;
  • заниматься художественным творчеством 
    (живопись, скульптура, фотография, кино...);
  • сочинять (стихи, прозу и др.);
  • выступать на сцене;
  • изготавливать своими руками красивые вещи;
  • петь, играть на музыкальных инструментах.

 

Выраженные способности:

 

  • яркое воображение;
  • образное мышление;
  • склонность к творчеству;
  • гибкость чувств;
  • специальные способности;
  • развитость функциональных способностей 
    (слух, зрение, речь, вкус и т.п.) 

«Человек - Человек»

 Предполагают постоянную работу с людьми и связаны:

  1. с медицинским обслуживанием (врач, медсестра...);
  2. с обучением и с воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учитель...),
  3. с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант...),
  4. с правовой защитой (юрист, участковый инспектор...)

Склонности и предпочтения:

  • обслуживание людей;
  • занятие лечением;
  • обучение;
  • воспитание;
  • защита прав и безопасности;
  • управление людьми;
  • легкость знакомства и общения с новыми людьми;
  • умение внимательно выслушивать людей;
  • умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.

 

Выраженные способности:

  • развитые коммуникативные способности;
  • эмоциональная устойчивость;
  • быстрая переключаемость внимания;
  • эмпатия;
  • наблюдательность;
  • организаторские способности.

 

поделиться в:
Президент Республики Беларусь https://president.gov.by/ru
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь https://pravo.by/
Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг и административных процедур организациями Республики Беларусь http://качество-услуг.бел/